1

Запрет на «Боинги» и «Эирбасы» заставит вспомнить советский опыт

Россия сумеет справиться с болезненными санкциями США и Евросоюза в сфере гражданской авиации и в конечном счете получит огромную пользу от импортозамещения, заявил в интервью URA.RU глава комитета по промышленности и торговле Госдумы Владимир Гутенев. По его словам, отечественные предприятия скоро будут готовы выпускать десятки современных и безопасных самолетов ежегодно, а пока правительство налаживает их производство, россияне смогут летать на оставшихся «Боингах» и «Эирбасах».

– Президент Владимир Путин на совещании с представителями авиаотрасли 31 марта заявил, что западные партнеры обманули российские авиакомпании. В правительстве говорят, что российской гражданской авиации объявлена война. А как вы оцениваете ситуацию?

– Иначе как экономической войной это и не назовешь. Западные компании не выполнили свои обязательства, они прекратили поставку и обслуживание самолетов, а также разорвали действие договоров лизинга и страхования. Тем самым они уронили свою репутацию до нуля, к тому же зарубежным лизингодателям грозит банкротство. Мы в моменте оказались в сложной ситуации, но в перспективе наши авиапроизводители и смежные отрасли (титан, алюминий, спецсталь) получат рынок сбыта и новые рабочие места. В итоге – экономический рывок и технологическую независимость.

– А на чем мы будем летать?

– Прежде всего, на самолетах, которые наши авиакомпании брали в лизинг у иностранцев. Они остаются в России. Допускаю, что может идти речь об их национализации. Это по большей части свежие «Боинги» и «Эирбасы», особенно молодой авиапарк у «Аэрофлота». У нас есть свои специалисты для их обслуживания, с учетом параллельного импорта запчастей из третьих стран пользоваться этими самолетами можно будет еще годы.

Будет наращиваться производство ближнемагистральных «Суперджетов» и Ил-114, среднемагистральных самолетов МС-21 и Ту-214, а также дальнемагистральных модернизированных Ил-96. Сегодня на регулярных рейсах используется 150 «Суперджетов». На МС-21 вместо американских двигателей Pratt & Whitney будут ставиться отечественные ПД-14, на «Суперджеты» – двигатели ПД-8 вместо французских Sam146. Самолеты Ту-214, где почти нет импортных компонентов, в Казани готовы выпускать по 10 единиц в год.

Не стоит забывать и о совместном российско-китайском проекте широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929, который может получить двигатель ПД-35. В целом после 2014 года накоплен богатый опыт импортозамещения, особенно украинских двигателей, как по самолетам, так и по вертолетам. В региональной авиации у нас ситуация благоприятная. На Урале разработан ЛМС-901 «Байкал». Как и модели ТВРС-44, Л-410, Л-610, он базируется на отечественной компонентной базе. Здесь больших проблем возникнуть не должно.

– В правительстве рассчитывают, что до 2030 года Россия получит более 500 самолетов отечественного производства. Это много или мало?

– Этого будет достаточно, чтобы закрыть потребности страны с учетом того, что к зарубежным авиаперевозкам будут привлекаться иностранные компании. Для внутренних перевозок хватит отечественных самолетов и тех лизинговых «Боингов» и «Эирбасов», что мы оставили у себя. Я думаю, острой нехватки техники удастся избежать.

– Путин 1 апреля подписал указ, по которому российские авиакомпании временно смогут платить за покупку, аренду и лизинг самолетов компаниям из недружественных государств в рублях через счета, открытые в российских банках. А стоит ли вообще платить?

– Если санкции будут ужесточаться, то, по моему мнению, ничего платить не надо, они могут списывать платежи из наших незаконно замороженных валютных счетов. Можно выдавать поручения на списания, а не «живые» деньги. Еще есть механизм торговых разменов, западным странам ведь тоже надо импортозамещать наши товары. Не исключен вариант, что спустя какое-то время лизингодатели одумаются и возобновят обслуживание самолетов, тогда речь может идти о возобновлении платежей. В противном случае это будет нерациональная позиция.

– Правительство пообещало принять меры по сдерживанию цен на авиакеросин, чтобы авиабилеты не дорожали. Как это может быть сделано?

– У правительства есть много механизмов регулирования цен на топливо, начиная от импортных квот до стимулирования производства. Многие производители сейчас не хотят сокращать производство, чтобы не терять квалифицированные кадры, и готовы работать на склад, либо насыщать российский рынок своей продукцией, продавая ее с невысокой прибылью. По моему мнению, снижать цены на авиакеросин только за счет субсидий от государства неправильно. В убыток работать никого заставлять не нужно, но доходность должна быть прозрачной и понятной, чтобы никто не наживался на гражданах.

– Правительство получило от президента задание сохранить объем внутрироссийских пассажирских перевозок как минимум на уровне прошлого года, но экономическая ситуация пока не располагает к путешествиям. Что нужно, чтобы россияне снова захотели летать?

– Ковидных ограничений больше нет, поэтому нужно стимулировать туризм с авиаперелетами. У правительства уже есть успешный опыт, премьер-министр Михаил Мишустин доказал, что умеет мастерски управлять различными мерами поддержки. Считаю, что правительство способно выполнить поручение президента и выполнит.

Права на данный материал принадлежат URA.Ru \ Сергей Болотов

Пермская компания «Протон-ПМ», которая производит двигатели для ракет «Протон», поможет создать мотор для самолетов. Компания изготовит стенд для испытаний двигателя самолетов Sukhoi Superjet 100 и Бе-200. Об этом сообщается в Telegram-канале госкорпорации «Роскосмос».

«Компания «Протон-ПМ» изготовит Пермскому заводу «Машиностроитель» стенд для испытаний реверсивного устройства авиационного двигателя ПД-8 для авиалайнера Sukhoi Superjet 100 и самолетов-амфибий Бе-200», – говорится в сообщении.

В «Роскосмосе» спроектируют автоматизированную систему управления стенда, которая будет имитировать подобную систему на двигателе ПД-8. Это позволит измерять, отображать и регистрировать рабочие параметры, а также управлять процессом проведения испытаний.

В марте в Минпромторге пообещали ускорить создание импортозамещенной версии самолета Sukhoi Superjet 100 и сертифицировать ПД-8 через 12–14 месяцев.

В январе глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов сообщил, что серийное производство МС-21 с двигателем ПД-14 начнется в 2024 году.

По материалам «Lenta.ru»

Вот уже несколько лет подряд профсоюзная организация НАЗ «Сокол» поддерживает участие наших спортсменов в международных и всероссийских лыжных соревнованиях. В этом году наша команда впервые принимала участие в марафоне в Кировской области. До этого лыжники завода при поддержке профсоюзной организации несколько лет подряд выступали на «Ростех Дёминском лыжном марафоне» в Рыбинске. В этом году спортсмены решили опробовать новую трассу, ведь «Шижма» с 2020 года входит в серию элитных лыжных марафонов RussiaLoppet. А вообще «Шижма» насчитывает уже 40 лет истории. Это традиционное состязание для профессионалов и любителей со всей России. В этом году на старт марафона вышли спортсмены из 40 регионов России – всего более семисот человек.

Шижменская трасса нашим ребятам показалась более трудной, чем дёминская, так как состояла из длительных подъемов и скоростных спусков. С погодой в день старта повезло: было тепло и солнечно. Три круга примерно по 17 километров первыми из заводчан преодолел Илья Ермохин из цеха 40. Его финишное время – 2 часа 56 минут. В прошлом году Илья единственный из наших спортсменов пробежал две 50-километровых гонки за сезон: сначала в Рыбинске, а затем в Нижнем Новгороде. В этом году Илья целенаправленно готовился к «Шижме».

Второй результат среди наших показал Дмитрий Трусов – не только спортсмен, но и предцехком цеха 40, он же организатор поездки: «Первый круг лыжи работали у всех хорошо, а потом трассу уже, конечно, подразбили, стало тяжелее. Участки, которые шли вдоль озера, были узковаты, там больше всего трасса оказалась разбитой. В целом мне понравилось. Но, конечно, надеюсь, что теперь, со снятием ковидных ограничений, мы сможем снова проводить свои внутренние заводские соревнования. Мы скучаем по спортивной атмосфере».

Третьим из заводчан финишировал Анатолий Чегодаев. Это его второй марафон в жизни, но, по словам спортсмена, точно не последний.

Участие в соревнованиях стало возможным благодаря поддержке профсоюзной организации. Из-за ковидных ограничений большинство собственных заводских стартов и соревнований корпорации отменены. Однако спортсмены продолжают тренироваться и рвутся в бой. Профком поддержал стремление мужчин, оплатив стартовые взносы и компенсировав затраты на проезд к месту старта и проживание.

А.М. Леонтьев,
председатель ППОО НАЗ «Сокол»,
г. Нижний Новгород

23 апреля профсоюзный комитет АО «СЭПО» Профавиа подвел итоги работы, проделанной в 2021 году. Стоит отметить, что, несмотря на непростые условия, связанные с ограничительными мерами ввиду пандемии, профсоюзная организация вела работу по всем основным направлениям деятельности, и по ряду из них удалось добиться определенных позитивных результатов.


М
атериальная помощь и поощрения

Эпидемиологическая обстановка повлияла на характер работы заводской профсоюзной организации. Ввиду невозможности проведения массовых мероприятий акцент в ней был сделан на выделении материальной помощи членам профсоюза, в том числе переболевшим ковидом в тяжелой форме и оказавшимся в трудных жизненных условиях.

Кроме того, было изменено Положение о материальном поощрении членов профсоюза. Теперь денежное вознаграждение получают молодые члены профессионального союза при рождении ребенка, также поощрение выделяют и в связи с бракосочетанием. К слову, в прошлом году было поощрено 26 счастливых родителей и 11 новоб­рачных. Денежное вознаграждение получают и члены проф­союза, состоящие в нем 50 лет. Кроме того, увеличены выплаты в связи с юбилейными датами.

Охрана труда

Одной из важных сфер деятельности заводской ППО является содействие в решении вопросов охраны труда. Так, в 2021 году в рамках треть­ей ступени трехступенчатого контроля технический инспектор М.И. Ковбель провела 12 комплексных проверок. По их итогам было выписано 12 представлений, обнаружено 79 нарушений, 52 из которых устранено. Кроме того, профкомом были проведены две целевые проверки – о готовности предприятия к работе в осенне-зимний и летней периоды.

В этом направлении работы профком опирается на надежных помощников – уполномоченных по охране труда. На предприятии их 63. Помимо основной работы на них лежит общественная нагрузка, связанная с вопросами контроля и поддержания достойных условий труда в заводских подразделениях. Так, в 2021 году только старшими уполномоченными были проведены 833 единоличные проверки, выявлено 160 нарушений, в цеховые соглашения внесено 31 предложение.

Активная работа уполномоченных по охране труда позволяет им ежегодно занимать призовые места на конкурсах различного уровня. Например, по итогам 2020 года старший уполномоченный по охране труда цеха по изготовлению изделий из пластмасс Ирина Геннадьевна Валиулина стала победителем отраслевого конкурса и призером конкурса ФНПР.

Особенностью 2021 года было повышенное внимание к выполнению антиковидных мероприятий. В этом плане большая работа была проведена совместно со специалистами отдела охраны труда и промышленной безопасности под руководством Дмитрия Валерьевича Мотина. Так, сотрудники предприятия были обеспечены антисептиками для рук, в помещениях проводилась тщательная уборка, при входе на завод осуществлялся термоконтроль, велся мониторинг заболеваемости и т.д. Все эти профилактические меры безопасности соблюдаются и сегодня.

На защите прав членов профсоюза

В течение 2021 года в ППО проводились консультации по гражданско-правовым вопросам с привлечением правового инспектора Профавиа Светланы Николаевны Степановой. Бесплатная юридическая помощь была оказана 12 членам профсоюза, в том числе составлены 4 исковых заявления. Заводчан волновали такие вопросы, как взыскание долгов и алиментов, присвоение звания «Ветеран труда», залив квартиры, раздел имущества и другие.

Также комиссия по правозащитной работе принимала активное участие в рассмотрении нормативно-правовых актов, вышедших на предприятии. В итоге была оказана помощь 38 членам профсоюза, удовлетворено 35 письменных и 149 устных обращений.

Молодежная политика

Комиссия по работе с молодежью при профкоме СЭПО в прошлом году занималась изготовлением фотоколлажей к Всероссийской акции «За достойный труд!», Первомайской акции и другими. Несмотря на пандемию, профсоюзная молодежь смогла осуществить часть запланированных мероприятий. Так, были проведены спортивные соревнования по боулингу, организовано посещение первоклассниками (детьми членов профсоюза) семейного парка отдыха и развлечений «Ай!Да!Парк!», подготовлены новогодние поздравления для детей сотрудников предприятия 4-х и 5-ти лет.

А еще в прошлом году активистка Людмила Рыжакина приняла участие в молодежном форуме ЦК Профавиа, а Юлия Тюсина прошла обучение в школе молодого профсоюзного лидера.

Председатель комиссии Михаил Давыдов и его команда готовы к воплощению в жизнь самых креативных идей – лишь бы позволяла эпидобстановка. Ведь участие в интересных мероприятиях объединяет и является дополнительным стимулом для вступления в профсоюз.

Информационная работа

В ППО АО «СЭПО» Профавиа всегда активно ведется информационная работа. В подразделениях предприятия оформлены информационные стенды. Проводятся профсоюзные семинары. В условиях пандемии важная информация доводилась до коллективов подразделений через предцехкомов по телефону или с помощью заводской сети.

В прошлом году материалы профкома публиковались в корпоративном издании предприятия – газете «Авангард», в ее приложении «Вести Профавиа», на сайтах Профавиа и Федерации профсоюзных организаций Саратовской области. Также в профсоюзных организациях цехов и отделов распространялись журнал ЦК «Вестник Профавиа», газета «Вестник профсоюзов» Федерации профсоюзных организаций Саратовской области. Однако по сравнению с предыдущим периодом в 2021 году количество публикаций уменьшилось, равно как и количество подписчиков, в профсоюзных группах соцсетей. Над наполнением профсоюзного контента актуальной информацией предстоит поработать, чтобы вернуть внимание и интерес членов профсоюза.

Проведение мероприятий

В связи с ограничениями, связанными с распространением коронавирусной инфекции, к сожалению, не удалось провести все культурно-массовые мероприятия, запланированные профкомом в 2021 году. Между тем, во время наиболее безопасных периодов состоялись соревнования по боулингу и конкурс на лучшего рыбака с выездом на природу. Сохраненные средства были направлены на приобретение новогодних подарков для всех членов профсоюза.

Также ППО АО «СЭПО» Профавиа принимала активное участие во всех мероприятиях, проводимых Федерацией профсоюзных организаций Саратовской области, ЦК Профавиа, территориальной организацией профсоюза. В их числе сбор вещей и продуктов для дома престарелых, оказание помощи пострадавшим от затопления в Верхней Салде, изготовление и распространение плакатов о профилактике коронавируса и коллажей к различным праздникам, конкурсы детского рисунка, фотографий, новогодних игрушек и т.д.

Приятно отметить, что в конкурсе «Чаепитие в Вятке» сотрудница отдела сбыта Елена Николаевна Познякова завоевала первое место, став лучшей в номинации «Вокал. Соло. Женщины».

Основные задачи

Многие вопросы, над решение которых трудится заводская профсоюзная организация, благополучно решаются. Это удается благодаря эффективному взаимодействию с администрацией предприятия. Так, директор ООО «СЭПО-ЗЭМ» Артур Валерьевич Темиров открыт для диалога, выступает на встречах с профсоюзным активом и дает комментарии по поводу важных производственных и социальных вопросов. В свою очередь председатель ППО АО «СЭПО» Профавиа Елена Александровна Семенюта участвует в совещаниях с руководством завода.

Проделанная в ППО работа дала определенный результат – в 2021 году в члены профсоюза принято 27 сотрудников предприятия. Однако хотелось бы, чтобы наших единомышленников было больше. В связи с этим стоит отметить, что первичка содействовала сохранению производства холодильников на предприятии. Совместно с администрацией был найден выход из непростой ситуации, сложившейся в 2020 году. Однако, к сожалению, в профсоюз вернулись совсем немногие сотрудники производства № 100.

Подводя итоги проделанной работы, хочется отметить, что, несмотря на пандемию, год был насыщенным и богатым на события. Главное, он показал, что наш профсоюз – это большая сплоченная команда, которой по плечу преодоление любых трудностей.

Е. Фёдорова,
редактор газеты «Авангард» ООО «СЭПО-ЗЭМ»,
г. Саратов

Сотрудники Казанского завода «Электроприбор» – члены профсоюза присоединились к акции Всероссийской политической партии «Единая Россия» по сбору гуманитарной помощи для жителей Донецкой и Луганской народных республик. 30 марта они доставили гуманитарную помощь в сборный пункт по Республике Татарстан. В общей сложности собранная сотрудниками завода гуманитарная помощь составила 85 позиций – комплекты постельного белья, покрывала, полотенца.

Вся гуманитарная помощь, поступающая от предприятий г. Казани и Республики Татарстан, на сборных пунктах комплектуется и отправляется в г. Ростов, где формируются колонны из регионов России и отправляются в ДНР и ЛНР. Из Татарстана с начала военной операции отправлено уже пять двадцатитонных машин.

Управляющий делами регионального исполнительного комитета Всероссийской политической партии «Единая Россия» А.С. Губанов принял по акту комплекты и передал большое спасибо коллективу ОАО «Казанский завод «Электроприбор» за заботу и поддержку пострадавших мирных жителей Донбасса.

Е. Горюнова,
член профкома Казанского завода «Электроприбор»,
г. Казань

Фото Е. Горюновой и М. Гариповой

Обнинское научно-производственное предприятие «Технология» им. А.Г. Ромашина Госкорпорации Ростех усовершенствовало технологию изготовления остекления для «самолетов-невидимок». Конструкторское решение позволяет на 20% улучшить характеристики остекления кабин пилотов авиационных комплексов, в том числе снизить заметность боевых машин в радиолокационном диапазоне. 

Особые свойства стелс-стеклу придают тончайшие пленки металлов и оксидов металлов, нанесенные на его поверхность методом магнетронного распыления в вакуумной установке. Модернизация установки увеличила пиковые значения распыления магнетрона более чем в три раза, позволив наносить пленки со значительно меньшим поверхностным сопротивлением. Инженерно-конструкторское решение значительно повышает качество покрытия, наносимого на серийные изделия авиационного остекления, благодаря чему фонарь кабины пилота получает улучшенные оптические характеристики и низкую радиолокационную заметность. Эти факторы повышают боевой потенциал и выживаемость «самолетов-невидимок». 

«Сегодня образцы, изготовленные на модернизированном оборудовании, подтвердили расчетные характеристики в ходе замеров и испытаний. Новая технология будет использоваться при создании изделий конструкционной оптики для перспективных авиационных комплексов. Это позволит снизить заметность самолетов в радиолокационном диапазоне и повысить их боевые возможности», – сказал первый заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Владимир Артяков. 

ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина обладает уникальным опытом самостоятельной разработки и серийного производства изделий конструкционной оптики с нанесенными многофункциональными тонкопленочными покрытиями. На сегодняшний день инженерные и программные решения, реализованные специалистами предприятия, позволяют создавать металлооптические конструкции, состоящие из 200 и более слоев, с толщиной каждого – 0.25–0.3 нм.

По материалам Ростеха

29 марта состоялось заседание Московского областного комитета профсоюза. В нем приняла участие председатель Союза «Московское областное объединение организаций профсоюзов» В.В. Кабанова.

С информацией о ходе выполнения положений Отраслевого соглашения по авиационной промышленности по итогам 2021 г. перед членами областного комитета выступила заведующая отделом социально-трудовых отношений Е.В. Кеменова. Она отметила, что стороны социального партнерства предпринимали согласованные действия по выполнению соглашения; реализуя его через коллективные договоры, работодатели и профсоюзные организации содействовали достижению положительных результатов. На предприятиях авиационной промышленности Московской области отсутствуют задержки с выплатой заработной платы, выросла минимальная и средняя зарплата. В 2021 году увеличилась доля предприятий, на которых доля тарифной части в структуре заработной платы больше 60 процентов. В ходе заседания первичным профсоюзным организациям было рекомендовано продолжить работу по защите социально-трудовых прав и экономических интересов работников и особое внимание уделить индексации заработной платы для всех категорий работающих.

Заместитель председателя Мособлпрофавиа В.Л. Шевелев выступил с докладом о работе по предупреждению производственного травматизма в 2021 году на предприятиях отрасли, расположенных в Московской области, и об итогах смотра-конкурса по охране труда. В докладе отмечено, что в 2021 году на подмосковных предприятиях авиапрома проведена значительная работа по профилактике травматизма и профессиональных заболеваний. Предприятиями затрачено более 300 млн. рублей на улучшение условий труда работников. В прошедшем году общий уровень травматизма снизился на 7%.

В течение года в соответствии с требованиями законодательства на 7198 рабочих местах проведена периодическая и внеплановая специальная оценка условий труда. По ее результатам проводятся мероприятия, направленные на улучшение условий труда и уменьшение воздействия на работников вредных производственных факторов.

Победителями смотра-конкурса по охране труда по итогам 2021 года стали: среди первичных профсоюзных организаций – ППОО АО «РПЗ», среди уполномоченных по охране труда – старший уполномоченный ППОО «ЦАГИ» М.Ю. Шапочкин.

Заведующая организационным отделом И.Г. Змитренко доложила о сводном статистическом отчете Мособлпрофавиа. В 2021 году, сказала она, была внесена в реестр Мособлпрофавиа вновь созданная первичная профсоюзная организация АО «Наро-Фоминский машиностроительный завод». В 7 профсоюзных организациях отмечено увеличение процента охвата профсоюзным членством. Среди молодежи профсоюзное членство увеличилось также в 7 организациях. В ППО ОАО «Ступинское машиностроительное производственное предприятие» профсоюзное членство среди молодежи составило более 98%. В отчетном году областной комитет профсоюза и его президиум уделяли большое внимание вопросам мотивации профсоюзного членства.

О реализации Концепции информационной деятельности профсоюза в Мособлпрофавиа рассказала Е.В. Кеменова. Информационная работа в первичных профсоюзных организациях, подчеркнула она, должна быть направлена на развитие информационного обмена между профсоюзными органами, профактивом, рядовыми членами профсоюза и всеми работниками предприятия о деятельности профсоюза.

Численность ответственных за ведение информационной работы на общественных началах в Мособлпрофавиа составляет 55 человек. Для информирования работников отрасли о работе Мособлпрофавиа и первичных профсоюзных организаций выходит два раза в месяц электронная газета «Выше только звезды». Работает сайт Мособлпрофавиа. Выпускается информационный сборник. В 2021 году по сравнению прошлым годом увеличилось количество информационных материалов, опубликованных на сайтах ЦК, Мособлпрофавиа и в электронной газете.

Увеличивается присутствие профсоюзных организаций Мособлпрофавиа в социальных сетях. В основном это социальная сеть «ВКонтакте». Областным комитетом создана страница Мособлпрофавиа в VK. Также в данный момент ведется работа над созданием телеграм-канала. В течение года согласно плану работы областного комитета профсоюза на заседаниях президиума рассматриваются вопросы по информационной работе, как областного комитета, так и первичных профсоюзных организаций.

За высокие показатели в информационной работе в 2021 году были награждены Почетной грамотой Мособлпрофавиа ППОО ГосМКБ «Радуга», ППОО АО «РПЗ», ППОО «ГкНИПАС».

Московский обком Профавиа,
Московская область

На предприятии сообщили, что собирают надежные двигатели всех моделей и модификаций в кооперации с предприятиями РФ полностью из российских комплектующих.

Предприятие «ОДК-Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) в 2021 году выпустила около 300 двигателей ТВ3-117 и ВК-2500 для вертолетов Миля и Камова. Об этом сообщили в четверг в пресс-службе ОДК.

«Сейчас мы выпускаем порядка 300 двигателей ТВ3-117 и ВК-2500 различных модификаций. Конечно, главный упор делаем на ВК-2500 российского производства и его новые модификации для военной и гражданской техники», – приводит пресс-служба слова директора программ двигателей ВК-2500 и ТВ3-117 Евгения Проданова.

Как отметили в ОДК, в «ОДК-Климов» собирают надежные двигатели ТВ3-117 и ВК-2500 всех моделей и модификаций в кооперации с предприятиями РФ полностью из российских комплектующих.

Двигателями ВК-2500 оснащаются вертолеты семейств Ми-8/17, Ми-24/35 и Ка-50/52, а также гражданские Ка-32. Модификация ВК-2500П использована в Ми-28НМ – модернизированной версии боевого вертолета Ми-28Н «Ночной охотник». Кроме того, как ожидается, именно этот двигатель будет использован в разрабатываемом в России перспективном палубном вертолете, известном как «Минога».

Турбовальный двигатель ТВ3-117 устанавливается на 95% вертолетов ОКБ Миля и Камова. Обладает классом мощности в 2000–2400 л. с. ТВ3-117 выпускается большими сериями в различных модификациях. Поставлялся на экспорт вместе с вертолетами в 60 стран мира.

По материалам ТАСС

Спортивный репортаж

Заводской турнир по мини-футболу Казанского авиационного завода – это исключительная атмосфера вокруг турнира, невероятный антураж, затягивающий работников будними вечерами, особенное уважение на игровом поле и вне его, когда, получив тычок в спину или почувствовав удар в ногу в пылу борьбы, через мгновение жмёшь руку извиняющемуся коллеге, а после игры в дружественной обстановке обсуждаешь игровые моменты. Заводской турнир – это когда его предпочитают Кубку Татарстана по мини-футболу, если встаёт дилемма, где играть; это барабаны, гуделки и экспромт-кричалки болельщиков, не заканчивающееся столпотворение у листочка с турнирной таблицей с обсуждением перспектив на медали, споры о судействе и советы всезнающих экспертов правил игры на трибунах в адрес судей, и, конечно же, безудержное желание каждого победить и показать всё лучшее, что заводчанин умеет делать с мячом. Умельцев творить чудо с мячом на нашем заводе всегда было предостаточно.

Восемь команд изъявили желание биться за переходящий кубок. По результатам жеребьёвки они образовали две группы по 4 команды.

Группу А составили команды 61 цеха, «Титан» (41 цех), «Агрессоры» (182 отд.) и студенты-целевики под знаменем ООиРП (отдела оценки и развития персонала). Молодая и дерзкая команда «Титан», усиленная неутомимым Шарипзяновым Дамиром, в первой же игре турнира разнесла «Агрессоров» со счетом 7:0, при том, что после первого тайма счёт не был открыт. А на второй тайм «Агрессорам» банально не хватило сил. Нечто подобное произошло и в последней игре группового этапа, когда те же «Агрессоры» уступили команде 61 цеха со счётом 2:6. Остальные игры группы прошли в напряжённой борьбе и завершались с минимальным преимуществом одной из команд.

Вряд ли когда-то было такое в рамках заводских турниров, чтобы сразу три команды в группе набирали по 6 очков и имели абсолютно идентичные дополнительные показатели (разница мячей, количество забитых и пропущенных мячей) – «Титан», 61 ц. и ООиРП в играх между собой имели по 7 забитых и 7 пропущенных голов, и решающим фактором в распределении команд в турнирной таблице оказались игры команд с «Агрессорами», а точнее, разница мячей в победах над ними.

Так «Титан» стал лидером группы А, игроки 61 цеха заняли второе место и целевики ООиРП – третье.

Группу В составили команды СП-63, «Белый Лебедь» (СП-83), «Спарта2 и ТУ-2 (СП-393). В этой группе первенствовали игроки команды «Белый Лебедь», одержав победы во всех своих играх. Они играли сами и давали играть соперникам. Состав с Петровым Павлом, Емельяновым Алексеем, Латиповым Айнуром, Левиным Андреем позволял плести комбинации и подолгу владеть мячом, выискивая слабые места в обороне соперника. А их матч с командой СП-63 стал украшением всего группового этапа. Игра была похожа на шахматную партию. Обе команды, хорошо зная друг друга, играли с оглядкой на свои ворота. Харитонов Григорий и Утяганов Артём из СП-63 решили испытать мяч на прочность, поливая ворота соперника градом ударов с обеих ног. Мяч, к слову, не выдержал, порвавшись после одного из ударов Артёма в крестовину ворот. Главным же действующим лицом игры стал Латипов Айнур из «Лебедей»: умудрившись забить три мяча в ворота соперника и два в свои, он принёс минимальную победу своей команде со счётом 4:3.

Команда СП-63 игры со «Спартой» и ТУ-2 выиграла с преимуществом в один мяч, расположившись на второй строчке своей группы. В битве за третье место группы опытнейшие «Спартанцы», неизменно участвующие в турнирах многие годы практически одним и тем же составом, вырвали победу у ТУ-2.

В 1/4 финала «Титан» оказался сильнее ТУ-2 со счётом 3:1 за счёт уверенной игры своего капитана и вратаря Мухаметшина Аяза.

Целевики ООиРП были биты командой СП-63 4:10. Но счёт здесь не должен вводить в заблуждение, то, что не залетало у студентов, оборачивалось голами СП-63. Фарт здесь однозначно был на стороне последних.

Но если уж говорить о фарте, так на ум сразу приходит команда цеха 61, неистово поддерживаемая с трибун, в первую очередь директором завода по общим вопросам Юрием Владимировичем Поповым, который создавал атмосферу на трибунах, на сей раз взяв с собой большущий барабан.

61 цех на протяжении всего турнира, имея игровое преимущество в своих играх, с незавидной регулярностью транжирил моменты и пропускал мячи едва ли не после каждого второго удара в сторону своих ворот. Вот и в четвертьфинале, несколько раз выводя игроков на пустые ворота и не реализуя эти моменты, игроки 61 цеха пропустили три необязательных мяча и, проиграв со счетом 3:2 «Спарте», вылетели из турнира на ранней стадии игр на выбывание, имея в составе Васильевых Никиту и Данила, Альмитова Радика, Сагутдинова Камиля, Тагашева Дениса, Азаматова Хариса и других.

В игре команды «Белый Лебедь» с «Агрессорами» можно было ожидать лёгкой победы первых, но по ходу первого тайма «Агрессоры» вели в счёте 2:1, позволив сравнять счёт ближе к перерыву. Во втором тайме «Белый Лебедь» вновь пропустил гол, и тогда вместо вратаря вышел капитан команды Павел Петров. Этот ход позволил переломить игру, Павел забил пару мячей, раздал голевые передачи, а его «Белые Лебеди» одержали волевую победу 7:4.

В полуфиналах СП-63 уверенно разобрались с «Титаном» 6:1, а «Белый Лебедь» одолел «Спарту» 6:3, здесь Петрову по ходу игры вновь пришлось выйти пятым полевым, и снова риск себя оправдал.

Матч за 3-е место между «Спартой» и «Титаном» прошёл в равной борьбе. В ходе игры не единожды футболистам приходилось оказывать медицинскую помощь, ведь соперники не щадили ни себя, ни соперника.

Под конец второго тайма при счёте 3:2 в пользу «Спарты» игроки «Титана» устроили навал. За считанные секунды до конца вратарь «Титана» Аяз Мухаметшин вышел к центру площадки, получил пас и в касание отправил мяч в сетку ворот «Спарты» единственным своим ударом за весь турнир, оставив шансы заполучить бронзовые медали турнира. Но этому не было суждено случиться, в серии пенальти Дмитрий Пустозеров взял один из ударов соперника и принёс победу «Спарте».

Финал между командами «Белый Лебедь» и СП-63 стал «вишенкой на торте» турнира не только по значимости, но и по содержанию. По ходу игры команда СП-63 повела в счёте 2:0 после голов Валеева Шамиля и Харитонова Григория. К середине второго тайма счёт был уже 3:1. И тут у «Белого Лебедя» вновь место вратаря занял Павел Петров. Катая мяч на половине соперника впятером, игроки «Белого Лебедя» прижали тех к своим воротам. Павел то и дело находил передачами партнёров или бил сам, не давая сопернику передохнуть. Напряжение нарастало, трибуны создавали такой шум, который редко бывает на играх «Рубина». Несколько раз после перехватов в своей зоне к голу близок был Утяганов Артём, не попадая в пустые ворота «Лебедей» буквально на десяток сантиметров. Атаки шли не прекращаясь, вратарю СП-63 даже разбили нос мячом, но тот продолжал спасать свою команду. И всё-таки упорство «Лебедей» дало результат – сначала Емельянов Алексей, получив мяч с аута прямо перед вратарской, носком ткнул мяч в сторону ворот. Тот, ударившись о штангу, пересёк линию ворот. Так счёт стал 3:2. А затем Павел Петров, обыграв по пути соперника, сместился от центра к боковой линии и дальним ударом метров с 20 поразил точно угол ворот, сравняв таки счёт и окончательно влюбив в себя собравшихся на трибунах заводчан, среди которых были директор завода Савицких Николай Владимирович, не пропустившие ни одного дня турнира директор по персоналу Гимадиев Айрат Айдарович, председатель заводской профсоюзной организации Ганиев Ильшат Ракипович и директор по общим вопросам Попов Юрий Владимирович.

На серии пенальти Петров решил окончательно вжиться в роль вратаря, под скандирование трибун: «Паша! Паша!» отбил летящий в угол мяч и принёс своему СП-83 золотые медали!

По завершении финальной игры прошла церемония награждения. Игроки «Спарты» получили бронзовые медали, СП-63 – серебряные, а «Белый Лебедь» заполучил переходящий Кубок и золотые медали.

Так же были выбраны лучшие игроки по номинациям. На сей раз по ходу турнира болельщики, среди которых и вышеупомянутые директора, заприметили Мингазутдинова Рамиса из «Титана» (СП-41) и решили наградить заводчанина призом зрительских симпатий. По ходу турнира Рамис каждую игру заканчивал с разбитыми в кровь коленями, бился до последнего в каждом эпизоде, выбивал мяч с ленточки собственных ворот; в матче за третье место со «Спартой» после столкновения с соперником под руку ушёл с игровой площадки, но уже через пару минут вернулся в игру и поучаствовал в голевой атаке команды, позволившей сравнять счёт в игре.

Лучшим вратарём турнира был признан Мухаметшин Аяз из «Титана». Лучшим защитником стал Мягкий Виталий из «Спарты». Лучшим нападающим признали Григория Харитонова из СП-63, который с 11 голами стал одним из двух лучших бомбардиров турнира.

Лучшим игроком турнира безальтернативно стал капитан команды «Белый Лебедь» Павел Петров, который также забил 11 мячей на турнире. Павел, к слову, в день финальных игр предпочёл заводской турнир, пропустив игру чемпионата Татарстана по мини-футболу, и не прогадал – ведь выиграв в пятницу турнир завода, в воскресенье он с командой «Кайрос» стал ещё и чемпионом Татарстана по мини-футболу!

И.Т. Зарипов,
начальник бюро по подготовке производства СП-84 Казанского авиационного завода,
г. Казань

24 марта состоялась VII отчетно-выборная конференция молодежной организации Казанского авиационного завода. В президиуме конференции были директор филиала Н.В. Савицких, директор по персоналу А.А. Гимадиев, председатель ППОО И.Р. Ганиев и председатель Совета молодежи завода Д.И. Пименов. Всего в конференции принял участие 151 делегат от советов молодежи структурных подразделений завода.

В повестке дня было три вопроса: отчет Совета молодежи о проделанной работе за 2019–2021 годы, награждение победителей конкурса профмастерства, избрание членов Совета молодежи.

По первому вопросу повестки дня слово было предоставлено председателю Совета молодежи Д.И. Пименову. По итогам обсуждения доклада работа молодежного совета признана удовлетворительной.

Затем победители конкурса профмастерства были награждены дипломами, денежными премиями, а также внеочередным повышением квалификационного разряда или категории.

По третьему вопросу повестки дня было принято решение голосовать по выдвинутым кандидатам в Совет молодежи предприятия списком. Всего в списке был 21 кандидат. Голосование прошло единогласным «за».

После голосования слово предоставили директору филиала Н.В. Савицких. Он рассказал о стоящих перед предприятием задачах, пожелал молодежи активно включаться в производственную деятельность, ответил на вопросы, заданные представителями молодежных советов подразделений.

30 марта вновь избранный Совет молодежи КАЗ им. С.П. Горбунова – филиала ПАО «Туполев» собрался для избрания своего председателя. Им вновь избран Д.И. Пименов.

Р.С. Баскакова,
специалист ППОО КАЗ им. С.П. Горбунова – филиала ПАО «Туполев»,
г. Казань

Председатель первичной профсоюзной организации акционерного общества «Алюминий Металлург Рус» И.В. Леонова в нынешнем году 6 апреля отмечает свой юбилей.

Ирина Владимировна работает на нашем предприятии более 20 лет. В 2001 году она впервые переступила проходную завода и пришла в центральную заводскую лабораторию. Начинала свою деятельность лаборантом лаборатории химического анализа, но уже скоро стала инженером лаборатории промышленной санитарии. С первых же дней она стала заметной фигурой в ЦЗЛ, не только хорошо работала, но и принимала активное участие во всех заводских мероприятиях – и спортивных, и культурно-массовых. С тех давних пор Ирина Владимировна участвует во всех заводских спартакиадах. И тогда, и сейчас занимает призовые места.

Отличало ее от многих других не только это, но и неравнодушное отношение к коллегам, друзьям, знакомым и даже незнакомым людям. Она никогда не пройдет мимо чужой беды, проблемы. Ирина Владимировна – как из другого мира, всегда примеряет чужую боль на себя, не уходит в сторону от проблем и сразу предлагает помощь. Эту особенность заметили в ЦЗЛ и в 2005 году выбрали И.В. Леонову председателем цехового комитета. И буквально за короткое время ее стали узнавать во всех подразделениях завода.

В 2011 году Леонова Ирина Владимировна была выбрана председателем заводской профсоюзной организации. Это был самый настоящий народный выбор. И вот уже более 10 лет она возглавляет нашу профсоюзную организацию.

Первичная профсоюзная организация акционерного общества «Алюминий Металлург Рус» имеет заслуженный авторитет и высокий статус. Ирина Владимировна продолжает своей работой поддерживать его. Все, за что она берется, делает с душой и с полной самоотдачей. Но главное, Ирина Владимировна – душа нашей профсоюзной организации.

Самая сложная работа – с людьми. У нее нет начала и конца. Можно с уверенностью сказать, что для Ирины Владимировны это и есть жизнь. Она знает проблемы заводчан, живет их победами, бедами и радостями. Ей приходится решать не только производственные вопросы, но и весь спектр межличностных отношений. Это смелый и сильный человек! Она всегда имеет свое мнение и может найти компромисс. Ирина Владимировна говорит, что дверь профкома всегда открыта, и любой работник может прийти к ней в любое время. Она доступна 24 часа в сутки. Настоящий профсоюзный лидер!

М.Б. Власова,
член профкома АО «
Алюминий Металлург Рус»,
г. Белая Калитва