1

Когда в 2004 году профсоюзный комитет ВСМПО (г. Верхняя Салда) своим постановлением установил профессиональный праздник для своего профактива – День профсоюзного активиста ВСМПО во второй вторник октября, никто даже и не думал, что праздник этот приживется очень быстро и навсегда.

Именно с того памятного года ежегодно в октябре первичка отмечает этот праздник, поощряя своих активистов морально и материально. К этому времени обычно заканчивается традиционный смотр-конкурс на «Лучшую цеховую профсоюзную организацию». В 2011 году смотр-конкурс был проведен в честь XVI съезда профсоюза трудящихся авиационной промышленности.

Оргмассовая комиссия подвела итоги. 21 октября на Дне профсоюзного активиста ВСМПО были награждены цехи-победители.

Цехам, занявшим 1 место во всех группах, было вручено переходящее знамя ЦК профсоюза авиапрома. Всем профсоюзным комитетам цехов-победителей смотра были вручены дипломы соответственно занятым призовым местам и премия для поощрения работников профкомов.

Кроме этого, в этот профессиональный праздник награждаются не только профсоюзные комитеты цехов, но и активисты профсоюзного движения – те люди, которые активно помогают профсоюзной организации ВСМПО в ее работе по всем направлениям. Всего грамотами и благодарностями в 2011 году было награждено 79 человек.

Т. М. Ковязина, председатель комиссии профкома по оргмассовой работе

На сегодняшний день в профсоюзе по-прежнему остаются актуальными вопросы мотивации профсоюзного членства и обучения профсоюзного актива. К сожалению, не все организации профсоюза регулярно анализируют состояние дел и обсуждают данную тематику на заседаниях своих руководящих коллегиальных органов. Но есть и такие, которые постоянно «держат руку на пульсе». Свердловская областная организация – одна из них. Организацию отличает регулярность изучения уровня профсоюзного членства и постоянность в решении вопросов повышения квалификации профсоюзных кадров и актива.

На состоявшемся в октябре 2011 года заседании президиум областного комитета профсоюза рассмотрел ход выполнения постановлений президиума обкома «О мотивации профсоюзного членства и профсоюзного актива» и «О практике организации обучения профсоюзного актива и кадров».

Президиум констатировал, что несмотря на проводимую первичными профсоюзными организациями работу по мотивации профсоюзного членства, небольшой рост уровня профчленства в ППО ОАО «УПЗ» и ВГКЗХЕ, в целом по областной организации процент охвата профсоюзным членством продолжает снижаться. Отмечено, что «нельзя считать удовлетворительной и мотивацию профсоюзного актива. Награды, распределенные между первичными организациями согласно квоте Центрального комитета профсоюза, использованы лишь ППО ВСМПО – полностью и ППО МЗиК – на 2/3. Остальные первичные организации не использовали ни одной награды. Несмотря на то, что вопрос этот заострялся в августе при обсуждении итогов статотчетности за 2010 год, подготовленных отделами ЦК профсоюза». В постановлении по данному вопросу, президиум областного комитета подчеркнул, что «мотивация профсоюзного актива через награждение является одной из составных частей мотивации профсоюзного членства». Итогом обсуждения вопроса о мотивации профчленства стало решение продолжить работу обкома и первичных профсоюзных организаций в данном направлении, использовать в своей работе методические материалы ЦК профсоюза и «рассматривать вопрос мотивации профсоюзного членства и профсоюзного актива на заседаниях президиума или пленумах областного комитета профсоюза не реже чем один раз в год».

В ходе обсуждения вопроса, связанного с обучением профсоюзного актива и кадров, были сделаны выводы, что в основной массе ППО обучение профактива не проводится вовсе или проводится нерегулярно. Исключение составляют первичные организации ВСМПО и МЗиК. «Фактическим подтверждением того, каким образом выполняется профсоюзным комитетом организации одна из его основных функций – подготовка кадров и обучение профактива, являются расходы профбюджета по данной статье.

По итогам 2010 года... два и более процентов израсходованы первичными профсоюзными организациями ВСМПО, МЗиК и областной организацией. ППО Каменск-Уральского литейного завода израсходовала 0,3%... Остальные первичные организации не израсходовали на обучение ни рубля».

На основании проведенного анализа президиум областного комитета Свердловской областной организации профсоюза принял решение предложить ряду первичных профсоюзных организаций включить в обязательном порядке в смету на 2012 год расходы на подготовку кадров с обязательным выполнением данной статьи, а также обратить внимание председателей ППО, что невыполнение решений вышестоящих органов является нарушением п. 4.1.9 Устава профсоюза.

Организационный отдел ЦК Профавиа по материалам президиума Свердловского обкома профсоюза

Лучшие электромонтеры, электросварщики, слесари-инструментальщики и наладчики станков и манипуляторов с ПУ трудятся на Арзамасском приборостроительном заводе им. П. И. Пландина. Это показал городской конкурс профессионального мастерства работающей молодежи «Золотые руки-2011». В очередной раз приборостроители заняли наибольшее число призовых мест – десять.

Всего за звание «Мастер – золотые руки» боролись 57 человек с 8 предприятий: ОАО «АПЗ», ОАО «АМЗ», ОАО «АНПП «Темп-Авиа», ОАО «Рикор-Электроникс», ООО «Ремондис Арзамас Сервис», Арзамасское ЛПУМГ, ООО «Пустынь» и ООО «Декор-1». На торжественном открытии в ДК «Темп» участников приветствовали представители администрации и общественности города. «Арзамасу есть, чем гордиться, – сказал глава администрации М. Бузин. – Это золотые купола церквей, крупные промышленные предприятия, но главное его богатство – это люди труда, настоящие профессионалы своего дела. Именно вам, молодым представителям рабочей профессии, и предстоит дальше прославлять наш город».

На ОАО «АПЗ» были организованы соревнования по трем специальностям. Из 9 электромонтеров пятеро сошли с дистанции – не справились с заданием. Финалисты выступали на равных, поэтому определить победителя было сложно. Итог во многом зависел от качества монтажа и времени сборки схемы. В результате весь пьедестал почета – у приборостроителей, работников электроцеха № 73: I место занял Н. Медников, II – В. Назаров, III – А. Шаматов, который, кстати, безошибочно ответил на все теоретические вопросы.

– Волнения было больше на заводских соревнованиях, – признался победитель. – Сегодня чувствовал себя спокойнее. Спасибо ребятам – Александру и Василию, помогали мне готовиться, объясняли сложные вопросы по теории.

Практическая часть у 11 токарей-универсалов проходила в два этапа. Первым стал неоднократный победитель – машиностроитель В. Сибирин. Лучшего результата из приборостроителей достиг токарь цеха № 65 С. Малышев, занявший четвертое место.

У фрезеровщиков задание было сложным. Восьми участникам предложили литьевую заготовку – корпус, обрабатывать который труднее, чем обычный металлический брусок. «Чтобы были золотыми руки, надо иметь золотую голову, – наставлял участников председатель жюри начальник ТОМ СГТ Н. Солдатов. – Не торопитесь, подумайте, как выстроить цепочку размеров, выбрать нужные режимы резания, определить последовательность обработки». А многие, действительно, спешили и не справлялись с эмоциями. Из приборостроителей на четвертой позиции – фрезеровщик цеха № 56 А. Ленский.

Не оставили соперникам шансов на победу наши электросварщики. На базе Арзамасского ЛПУМГ они показали безупречное мастерство варки встык двух труб диаметром 108 мм. Задание, по их словам, сложное и по уровню выше, чем предлагалось на внутризаводском конкурсе. Тем не менее – справились! I место у П. Тетерина (цех № 78), II – у Д. Липшева (цех № 75), и III – у А. Шенькова (цех № 73).

Слесари-инструментальщики соревновались на базе ОАО «АМЗ». По отзывам участников, среди которых были неоднократные призеры конкурсов, на результате сказались и несоответствующие по твердости заготовки (металл перекалили), и другая обстановка, а также слабая организация – участникам пришлось длительное время ждать разрешения входа на предприятие, не были готовы рабочие места, а некоторые конкурсанты не имели даже инструмента, и приборостроители по-дружески делились с ними.

Смог собраться и справиться с волнением только С. Усанов, ставший лучшим в этой номинации. Его деталь председатель жюри – зам. начальника цеха № 65 А. Рогов назвал эталоном по чистоте обработки. Для рабочего – это высшая похвала!

Впервые в городском конкурсе участвовали наладчики станков с ПУ. Соревнования проходили в АКТТ на базе Инновационного образовательного центра наукоемких технологий обработки металлов, где после составления технологии и программного обеспечения весь процесс обработки просматривался в системе визуализации.

Свой первый экзамен на городском конкурсе приборостроители выдержали успешно: I место в токарной группе занял наладчик станков с ПУ С. Ежов (цех № 53), во фрезерной лидировал Е. Костин (цех № 56), третий результат у Д. Симакина (цех № 64).

В высоких результатах приборостроителей – огромная заслуга тех, кто на протяжении многих лет участвует в организации и заводского, и городского конкурсов, является бессменными председателями и членами жюри. Это зам. начальника цеха № 65 А. Рогов, зам. начальника цеха № 73 Б. Харитонов и старший мастер В. Щеголев, начальник ТОМ СГТ Н. Солдатов, инженер-технолог цеха № 53 В. Абросимов, главный сварщик Н. Кузьминов. Их можно смело назвать хранителями традиций конкурса «Золотые руки».

29 октября на ОАО «ГАЗ» состоится областной этап конкурса. Защищать честь нашего города на нем будут и приборостроители. Удачи вам, ребята!

ОАО «Арзамасский приборостроительный завод имени П. И. Пландина», заводская газета «Новатор»

19 октября 2011 года состоялся II пленум областного комитета профсоюза Свердловской областной организации Российского профессионального союза трудящихся авиационной промышленности, который обсудил экономическое положение предприятий авиапрома региона и рассмотрел работу первичек в этом направлении.

Пленум отметил, что все предприятия работали полную рабочую неделю, задержек по выплате заработной платы не было, коллективные договоры заключены на всех предприятиях. Однако имеет место такая проблема, как наличие в ОАО «КУЛЗ» работников, получающих заработную плату ниже прожиточного минимума, а вознаграждение за нерабочие праздничные дни в соответствии со статьей 112 ТК РФ на предприятии не предусмотрено. Также было отмечено, что ни в одной организации не проводилась индексация заработной платы.

Пленум принял решение о необходимости заключения коллективных договоров не позднее утверждения бюджетов предприятий, а также приведения коллективных договоров в соответствие с Федеральным отраслевым соглашением.

Отдел социально-трудовых отношений ЦК Профавиа

Предприятия отечественной авиационной промышленности сегодня подошли к рубежу, когда у большинства заводов и КБ, заложенных в 1920-1940-е годы, не осталось живых современников, которые стояли бы у истоков и могли рассказать об их создании "из первых уст". Не стало исключением и НПО «Наука», ведущее свою историю от завода «Дукс», преобразованного в 1918 году в «Государственный авиационный завод № 1». Именно из него в октябре 1931 года выделился завод № 34, начав отсчет 80-летнего пути «Науки». Однако есть и новейшая история предприятия, которая насыщена событиями не меньше, чем годы первых пятилеток, военное лихолетье, период освоения реактивной техники и покорения космоса. О рыночном этапе и планах на будущее рассказал генеральный директор НПО «Наука» Евгений Меркулов.

– Рыночный период для нашего предприятия, так же, как и для большинства заводов и КБ отрасли, начался в 1994 году, когда была проведена приватизация. Государство в лице Росимущества сохранило за собой всего 20% акций компании – меньше контрольного пакета. А уже спустя год группа акционеров – физических лиц консолидировала акции «Науки». Правда, в отличие от многих других компаний, где акции остались у директоров и близких к ним структур, здесь пришла команда со стороны.

Середина 1990-х годов оказалась одним из самых тяжелых периодов, говорить о развитии не приходилось – надо было выживать. Заказы, как по оборонной тематике, так и по гражданской, резко сократились, а расходы на энергоносители оставались на высоком уровне. Как следствие, накопились огромные долги. Небольшая зарплата выплачивалась нестабильно. Однако коллектив под руководством Эдуарда Неймарка сумел стабилизировать положение. Здесь помогли и экспортные контракты, которые после кризиса 1998 года заметно повысили рублевую выручку. Увы, вслед за стабилизацией долгожданного прорыва так и не наступило. Штучный выпуск пассажирских самолетов и отсутствие внутренних заказов на боевую технику – не лучшие условия для развития, и к середине первого десятилетия нынешнего века мы подрастеряли кадровый потенциал. К слову сказать, если в конце 1980-х на «Науке» трудилось более 6 тыс. высококвалифицированных специалистов, то к 2005 году осталось порядка 1500 человек. Некоторые направления, которые раньше вело предприятие, были утрачены. Но все же руководству объединения удалось сохранить костяк конструкторского бюро, и это предопределило наши сегодняшние уверенные позиции.

Вообще, я считаю, что большие проекты можно реализовать, только имея сильную команду управленцев. Сегодня такая команда на «Науке» есть, ее составляют специалисты разных возрастов.

Имея такой потенциал, с 2005 года наше предприятие, вместе с авиационной промышленностью в целом, последовательно наращивают экономические показатели. Если обратиться к сухим цифрам, то в 2005 году выручка была на уровне 500 млн рублей, а в 2010 году она утроилась. При этом мы несколько оптимизировали численность персонала, и сегодня на «Науке», в Москве и во всех филиалах, работает 1350 человек.

– Какую выручку вы ожидаете по итогам 2011 года?

– Прогноз на 2011 год, к сожалению, не сильно отличается от показателей предыдущего года. Хорошее увеличение выручки по оборонной тематике, увы, полностью нивелировал провал по тематике гражданской. Существенную долю в выручке занимали поставки комплектов оборудования для Ту-204, Ил-96 и Ан-148. Но темпы производства этих лайнеров известны... Некоторые предприятия в такой ситуации сохраняют рост, поскольку имеют заказы из неавиационного сектора. Но сегодня у нас на неавиационную тематику приходится не более 10% выручки.

– А раньше было больше?

– Да, авиационная тематика всегда была главной, но не единственной. У «Науки» были очень сильные позиции в таких направлениях, как кондиционирование и термостатирование, мы работали по криогенной тематике. Конечно, в полной мере сохранить все компетенции с развалом СССР было невозможно. До 2010 года большую выручку давала сдача в аренду недвижимости. Но в прошлом году акционеры приняли решение вывести девелоперскую деятельность в отдельную компанию. Параллельно была проведена оптимизация занимаемых площадей. Если раньше в Москве у нас было три площадки, сейчас осталось две. Самая крупная, рядом с метро Белорусская, сокращена вдвое – высвободившиеся помещения сданы в аренду.

Сегодня у нас четыре производственных площадки: две в Москве, одна в Першинском районе Владимирской области, и еще одна – экспериментальная база на аэродроме Чкаловский в Щелковском районе Подмосковья. Все здания, в которых располагаются производственные подразделения, являются постройками 1930-1970-х годов: многоэтажные строения с колоннами, разделенные перегородками, с устаревшей инженерной инфраструктурой. Все это влияет на структуру себестоимости нашей продукции, так как высоки коммунальные расходы, а создание изделия требует многочисленных транспортных операций. Проведенный нашими финансистами и технологами анализ показал, что заготовка, прежде чем стать деталью для финальной сборки, проезжает порядка 600 км, в то время как дистанция между самыми удаленными площадками – около 100 км. При такой логистике говорить об эффективности не приходится. Второй очевидный фактор, который оказывает влияние на себестоимость – это рабочая сила. В столице квалифицированный рабочий хочет получать 40-50 тыс. рублей, и это объективная ситуация, конкуренция за квалифицированных токарей, фрезеровщиков, слесарей-сборщиков в городе очень высокая. В то же время зарплата в небольших городах, лежащих в радиусе 150-200 км от Москвы, составляет порядка 12-20 тыс. рублей.

Ну и третий фактор, сдерживающий наше развитие – технологическое отставание. Наши технологии устарели, они трудоемкие, сильно зависят от человеческого фактора и просто плохо описаны. Правда, тут нужно напомнить, что «Наука» исторически была в большей степени конструкторским бюро и обладала опытным производством. Наши изделия – как полотна Рембрандта, они уникальны, а тиражировали их серийные заводы. И поэтому у нас не просто практиковалось, а даже поощрялось создание нестандартных конструкций, под каждый борт проектировалось оптимальное изделие. Конечно, в одном случае из 10 мы создавали что-то выдающееся – изделие, которое двигало технический прогресс. Но в остальных 9 случаях это была просто экзотика, которую, кстати, мы сегодня вынуждены сопровождать, тратя на это большие ресурсы. А западный подход позволяет пользоваться всеми благами стандартизации. При разработке новой конструкции они очень бережно подходят к отработанным технологиям и решениям.

Могу привести простой пример. Одним из ключевых элементов любого теплообменника являются гофрированные пластины. У «Науки» исторически сложилось так, что на разных изделиях применяются различные типы гофрированных пластин из разных материалов, что требует содержания большого парка станков и приспособлений. А наше совместное предприятие с Hamilton на всю обширную номенклатуру теплообменников использует ограниченное количество типов гофр, но с большой их номенклатурой. Это позволяет изготавливать их на однотипном оборудовании с минимальными издержками и высокого качества. Выход – в переработке конструкции теплообменников с целью перехода на унифицированные типы гофр. И такая задача сегодня успешно решается нашими конструкторами.

– Когда клубок проблем настолько запутан, требуются решительные меры...

– Понимание того, что разрешить существующие проблемы на существующей базе невозможно, поставило нас перед сложным выбором: как и где развивать производство? В бизнесе необходимо рассматривать альтернативные варианты. Можно купить какое-либо существующее предприятие, отдать те или иные операции на аутсорсинг, либо построить свое собственное новое производство. Проанализировав все три альтернативы, мы пришли к выводу, что нужно делать ставку на собственное производство, построенное по самым современным технологиям. Приобретение других производителей не рассматривалось из-за отсутствия серьезных конкурентов на внутреннем рынке. По сходной причине отпала и идея с аутсорсингом, которая весьма активно практикуется на Западе. Дело в том, что «Наука» обладает рядом критичных технологий, таких как, к примеру, турбохолодильники. Сегодня кроме нас три компании в мире владеют этим ноу-хау. И если мы отдадим свое решение на аутсорсинг кому-то еще, мы автоматически рискуем потерять свою рыночную нишу.

Более того, система кондиционирования воздуха – это весьма сложная система, включающая турбохолодильные машины, теплообменники, заслонки, вентиляторы, регуляторы, системы управления и другие изделия. Каждый из этих элементов имеет свой набор технологий, определяющих совершенство системы в целом.

– Новые технологии и оборудование будут размещены на площадке во Владимирской области?

– Когда мы выбирали площадку для перспективного развития, рассматривалось две альтернативы: либо Кимры, где развивается наше совместное предприятие «Хамильтон Стандарт – Наука», либо Першинский филиал во Владимирской области, который существует уже 40 лет. В итоге было принято решение о строительстве нового завода именно на базе Першинского филиала. Связано это с тем, что у нас там уже работает хороший, сложившийся коллектив – 300 человек. И они понимают нашу конечную продукцию, так как там не только делаются детали, но и ведется комплектация изделий.

– В какой сейчас стадии перевод производства на новую площадку?

– Мы открыли новый цех станков с ЧПУ, и сейчас он работает 24 часа в сутки. Полным ходом идет программа по переводу производства деталей с универсальных станков на станки с ЧПУ, причем программы наши специалисты пишут самостоятельно. Кроме того, в 2010 году совместно с «Газпромом» и администрацией Владимирской области мы реализовали проект газификации завода и поселка. Построена котельная, которая отапливает и поселок, и завод, что улучшило экологическую и социальную обстановку. Кроме того, мы получили возможность использовать природный газ в наших производственных технологиях, что тоже важно с точки зрения повышения их эффективности.

– Высокотехнологичное производство весьма чувствительно к качеству подготовки персонала. Удается ли вам решить кадровую проблему на новой площадке?

– Сам по себе поселок Першино небольшой, там живет всего две с половиной тысячи человек. Но рядом есть город Киржач, чуть дальше – Кольчугино, Черноголовка, Электросталь, Сергиев Посад. Мы видим, что мобильность населения возрастает, на парковке около завода десятки автомобилей, есть сотрудники, которые приезжают за 30-40 километров. Так что мы опираемся на кадровый потенциал достаточно большого региона.

Кроме того, мы начали готовить инженерные кадры самостоятельно. В местной школе сегодня почти все старшеклассники поступают в столичные профильные вузы, по рабочим специальностям ребят готовят в техникуме Киржача – у нас хорошие контакты с этим учебным заведением.

Для работников филиала разработана и уже запущена специальная программа: формируется бригада из трех-четырех человек, которая несколько месяцев работает в Москве, осваивает производство того или иного изделия, проходит как теоретический, так и практический курс, а затем возвращается домой и запускает выпуск этого изделия на мощностях Першинского филиала. При этом миграция производства сопровождается актуализацией технологических процессов, их документированием.

Вообще, если говорить о кадровом потенциале, то это очень важная задача не только для Першинской производственной площадки. Мы смогли воспитать новое поколение инженеров, которые работают в конструкторском бюро. Налажены очень крепкие связи с МГТУ им. Баумана, где у нас действует профильная кафедра, с МГТУ МАМИ, МАИ и МЭИ. Еще со студенческой скамьи ребята проходят у нас практику, и мы не боимся давать им работу в реальных проектах. Численность КБ каждый год увеличивается, и мы видим, что каждый год прирастает и объем контрактов на разработку изделий.

– Во сколько обойдется весь проект развития новой площадки?

– По нашим планам, инвестиции в объеме порядка 2 млрд рублей будут осуществлены в три этапа за шесть лет. Каждый этап самодостаточен, и мы можем внести в бизнес-план определенные коррективы. Но сейчас мы опираемся на маркетинговые исследования, которые говорят о необходимости достаточно быстрой реализации проекта.

Как известно, мы являемся участником проекта МС-21. Вместе с нашим партнером Hamilton Sundstrand, мы победили в тендере на поставку интегрированной системы кондиционирования воздуха. Объявленные корпорацией «Иркут» планы предусматривают начало полетов самолета в 2014 году и серийные поставки с 2016 года. Соответственно, мы строим свой прогноз продаж и с учетом этих сроков. Вторая составляющая нашего бизнес-плана – поставки оборудования на боевые и военно-транспортные самолеты, закупка которых предусмотрена госпрограммой вооружений.

– Вы говорили, что на неавиационную тематику у «Науки» приходится не более 10% выручки. Есть ли планы изменить это соотношение?

– Мы не можем не думать об этом. Мировой авиационный рынок даже по довольно смелым прогнозам будет расти на 5% в год. А для того, чтобы обеспечить себе более динамичный рост, надо выходить на рынки, которые напрямую не связаны с авиацией. По существующему бизнес-плану стоит задача к 2018 году довести "неавиационную" долю до 40%. И такие работы сейчас ведем – по аэродромным кондиционерам, системам для спецтехники. Кроме того, у предприятия есть ряд инновационных технологий, которые могут найти применение не только в воздухе. Например, технология производства газодинамических подшипников, ключевым элементом которых является антифрикционное покрытие с использованием наноструктур. Собираемся продвигать это направление как отдельный бизнес.

– В завершение беседы, нельзя не задать вопрос о ситуации в отрасли в целом. Какие вы видите главные проблемы, стоящие перед агрегатостроением?

– «Наука» входит в ассоциацию разработчиков и производителей авиационных агрегатов «АВИСА», и мы, общаясь друг с другом, видим ситуацию в отрасли. Начнем с того, что все отечественные агрегатчики – предприятия по мировым меркам очень маленькие. Существующий масштаб ограничивает возможности и скорость роста. В мировой практике сегодня доминируют крупные системные интеграторы – это два-три десятка поставщиков систем, которые могут обеспечить и разработку систем мирового уровня, и послепродажную поддержку. А под этими системными интеграторами выстроена большая сеть специализированных предприятий по производству элементов или деталей, обладающих какими-то уникальными технологиями. Сегодня в России необходимо создать именно таких игроков, которые могли бы стать системными интеграторами. При этом они должны иметь возможность опираться на всю мировую технологическую сеть, выбирая лучшие материалы, компоненты, процессы и так далее.

Но интегрированные структуры – это только часть решения. Конкурентоспособную авиационную промышленность можно создать только одним образом: удерживать критические технологии в границах РФ и приобретать их из-за рубежа. Чтобы получить доступ к современным технологиям, можно воспользоваться, например, опытом Китая. Очевидно, что отечественным авиастроителям, запускающим проекты создания новых конкурентоспособных самолетов, необходимо опираться на поставщиков мирового уровня. И нельзя их в этом упрекать – в противном случае самолет просто не будет продаваться. Но в отличие от китайцев, которые сейчас также реализуют программу создания самолета C-919, мы не ставим иностранным поставщикам при проведении тендеров обязательное условие создания на российской территории совместных предприятий. Подход должен быть простой: хочешь зайти на рынок – создавай СП, локализуй производство.

В то же время, рядом ключевых, критических технологий необходимо владеть самостоятельно. Нам необходимы технологические платформы, которые позволят координировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в различных отраслях. Такой пример нам подает Европа, где при реализации весьма амбициозного проекта Airbus A380 была создана платформа ACARE. Ее поддержали представители 24 государств Евросоюза, Еврокомиссии, промышленности, авиакомпаний, исследовательских центров и университетов. И если Россия претендует на создание действительно прорывных самолетов, то необходимо вкладывать средства не только в финалистов, но и в материаловедение, агрегатостроение, технологии.

По материалам информационного портала «АвиаПорт.Ru»

В Федерации профсоюзов Республики Башкортостан стало доброй традицией проводить открытые уроки со студентами учебных заведений. Исключением не стали и студенты-первокурсники Уфимского авиационного техникума. Шестьдесят энергичных и веселых ребят пришли в Дом профсоюзов с единственным вопросом: «Что такое профсоюз и с чем его едят?».

Задачу рассказать о профсоюзном движении, о его прошлом и будущем, о том, какую роль играют профсоюзы в современном развитии общества, как участвует молодежь в профсоюзной жизни республики и страны, взяли на себя специалисты Федерации и Республиканского комитета Роспрофавиа.

Урок проводился по наработанной схеме. Студентов разделили на две группы: одна направилась в библиотеку и музей Федерации профсоюзов, где им рассказали об истории создания профсоюзов Республики Башкортостан, вторая группа – в зал президиума, где ребята получили информацию о деятельности профсоюзов РБ сегодня, о коллективных действиях и акциях.

Вторая часть открытого урока прошла более оживленно: викторина на основе информации, полученной в первой лекционной части урока, не оставила никого равнодушным. И, конечно же, победителям викторины были вручены призы от Республиканской организации Башкортостана Роспрофавиа.

Реском профсоюза всегда уделял и уделяет особое внимание подрастающему поколению, которое автоматически вступает в наши профсоюзные ряды, зачастую не зная, зачем ему это нужно. Поэтому ежегодно специалисты аппарата республиканского комитета проводят открытые уроки в стенах техникума, где в активной игровой форме, с показом слайдов и презентаций студентам даются ответы на все интересующие их вопросы.

И еще один важный момент. Председатель РОБ «Роспрофавиа» Роман Калякулин торжественно вручил профсоюзные билеты студентам-первокурсникам.

О. Дронова, специалист по информационно-аналитической работе РОБ «Роспрофавиа»

В субботу, 1 октября, на физкультурно-оздоровительной базе «Снежинка» состоялся осенний легкоатлетический кросс. Это первый этап VII спартакиады «Здоровье 2011-2013» обкома профсоюза трудящихся авиапрома Нижегородской области. Команда ОАО «Арзамасский приборостроительный завод имени П. И. Пландина», которую представляли легкоатлеты СК «Знамя» – воспитанники тренеров В. и Т. Журавлевых, – в общем зачете заняла первое место.

Вторыми стали бегуны СК «Метеор» ОАО «Гидроагрегат» (Павлово), на третьей ступени – СК «Полет» ОАО «НАЗ «Сокол». В забеге также принимали участие команды ОАО «АНПП «Темп-Авиа», ОАО «ПКО «Теплообменник», ОАО «ОКБ «Восход» и ОАО «Гидромаш».

– Проведение областной cпартакиады было возобновлено в 2001 году, и именно здесь, на «Снежинке», состоялся первый легкоатлетический кросс, – сказал в приветственном обращении председатель обкома Профавиа А. Колесов. – Это было время, когда массовая спортивная и физкультурно-оздоровительная работа на предприятиях, за исключением приборостроительного завода, была ослаблена. И все-таки нашлись энтузиасты, председатели заводских спортивных клубов, которые поддержали инициативу обкома профсоюза. Тогда среди участников были в основном ветераны спорта. Сегодня мы видим, что спорт "помолодел", и это радует!

Природа в этот день словно тестировала участников и болельщиков на выносливость. Пока шло мероприятие, лил дождь, который, как по указанию "небесной канцелярии", прекращался на время открытия соревнований и церемонию награждения. Но даже под проливным дождем никто не сошел с дистанции!

По спортивной программе первыми 1000 м бежали женщины. В группе до 30 лет легкоатлеткам «Знамя» М. Журавлевой, И. Постниковой и Ю. Мочаловой не было равных ни по быстроте, ни по техническому мастерству. За 3 минуты, легко и красиво, преодолела километр Мария, время Ирины и Юлии – 3,31 мин. и 3,34 мин. Из 16 участниц забега наши девушки заняли все ступени пьедестала почета. Победное очко ОАО «АПЗ» принесла и О. Сибекова, лидировавшая среди женщин старше 30. Ее время – 3,28 мин.

Мужчины состязались в беге на 2 км, и представители «Знамя» также были лучшими. И. Шапаев и И. Малыгин с результатом 6,16 мин. и 6,20 мин. заняли соответственно первое и второе места в группе до 30 лет. Среди тех, кто старше 30, вторым финишировал Р. Кирдяшкин – 6,50 мин., и словно финальный победный аккорд – забег И. Лапина (7,17 мин.), выигравшего в группе старше 40 лет.

Завершилось мероприятие вручением дипломов победителям и призерам. Но, как отметил многократный чемпион области в беге на средние дистанции В. Тарасов, всех участников этого дождливого кросса можно назвать героями старта.

Впереди следующие этапы спартакиады: соревнования по теннису, плаванию, шахматам, лыжным гонкам и другим видам спорта. Возможность проявить себя у работников предприятий авиапрома области еще будет.

И. Балагурова, ОАО «Арзамасский приборостроительный завод имени П. И. Пландина», газета «Новатор»

19 октября 2011 года в Екатеринбурге состоялся второй пленум Свердловского областного комитета профсоюза.

В работе пленума приняли участие председатель профсоюза трудящихся авиационной промышленности Н. К. Соловьев и заместитель председателя Федерации профсоюзов Свердловской области А. М. Киселев.

Заместитель председателя Федерации профсоюзов области А. М. Киселев в своем докладе отметил важную роль профсоюзов в решении вопросов охраны труда, обеспечения безопасности работников, в том числе проведения независимой экспертизы условий труда. Основной целью независимой экспертизы является объективная оценка условий труда, профессиональных рисков для обоснования предоставления компенсаций и дополнительных гарантий за вредные, тяжелые и (или) опасные условия труда, выработка и реализация мероприятий по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и профессиональных рисков.

С докладом «О состоянии условий и охраны труда на предприятиях отрасли» выступила председатель комиссии по охране труда Свердловской областной организации профсоюза, технический инспектор труда профсоюза в Свердловской области Е. Н. Разоренова. Она отметила, что основным в работе по защите интересов трудящихся за здоровые и безопасные условия труда остается опора на профсоюзный актив.

На пленуме принято решение продолжить проведение смотров-конкурсов уполномоченных по охране труда и тем самым активизировать их работу.

Участники пленума рекомендовали уполномоченным по охране труда в полной мере использовать свои права на участие во всех контрольных проверках состояния условий и охраны труда.

Отдел охраны труда ЦК Профавиа по материалам, предоставленным Свердловской областной организацией

Завершились соревнования по настольному теннису, организованные профсоюзным комитетом и советом трудовой молодежи предприятия. В них приняли участие команды 15 подразделений завода.

Уверенную победу одержали представители отдела технологической механообработки службы главного технолога (СГТ), второе – у команды отделов системно-технического сопровождения и СГТ, на третьем – любители настольного тенниса отдела информационных систем.

В личном первенстве среди мужчин сильнейшим оказался и. о. начальника бюро оборудования А. Горшков из отдела главного механика, "серебро" завоевал начальник бюро технологического отдела механообработки СГТ Т. Кабанов, а электромеханик Д. Трусов (отдел системно-технического сопровождения) – "бронзу".

Среди женщин в личном зачете пальма первенства – у ведущего инженера-программиста технологического отдела механообработки СГТ Н. Кабановой. Распределитель работ цеха № 53 С. Копитчак, участвующая в состязаниях впервые, заняла второе место. Активная участница заводских теннисных баталий, ведущий инженер-программист отдела главного конструктора спецтехники Е. Шаброва стала третьей.

Победители и призеры награждены грамотами и денежными призами.

А. Тюрин, зам. председателя профкома ОАО «Арзамасский приборостроительный завод имени П. И. Пландина»

В Свердловской областной организации профсоюза 19 октября 2011 года состоялись заседания очередного президиума и пленума областного комитета профсоюза.

В заседаниях приняли участие председатель Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Н. К. Соловьев и заместитель председателя Федерации профсоюзов Свердловской области Киселев Алексей Михайлович.

Обсуждение вопроса мотивации профсоюзного членства и профактива, практики обучения профсоюзного актива и кадров прошло очень бурно. Представитель молодежного совета обкома профсоюза предложил продолжать практику обмена опытом в части мотивации профчленства, в т. ч. среди молодежи, а для проведения семинаров профактива обращаться за содействием специалистов ФПСО, ЦК профсоюза.

Решено принять участие в фестивалях самодеятельного художественного творчества «Чаепитие в Вятке» и «Веснушка–Авиа», в фотоконкурсе «Профессия в лицах».

Члены областного комитета и приглашенные с большим вниманием отнеслись к выступлениям Н. К. Соловьева и О. Б. Терентьева об итогах XVI съезда Профавиа, прошедшего в начале октября 2011 года, утвердили резерв на должность председателя областной организации профсоюза, рассмотрели и обсудили экономическое положение предприятий по итогам работы первичных профорганизаций в I полугодии 2011 года.

Свердловская областная организация профсоюза

Более 30 уполномоченных по охране труда прошли обучение, организованное специалистами автономной некоммерческой организацией «Арзамасский центр предпринимательства» и профкомом предприятия ОАО «Арзамасский приборостроительный завод имени П. И. Пландина».

Уполномоченные по охране труда осуществляют общественный контроль за безопасными условиями труда на производстве. От их добросовестной работы зависит состояние охраны труда в подразделениях, их деятельность способствует сокращению производственного травматизма. На нашем предприятии уполномоченные по охране труда – первые помощники руководителей подразделений. Чтобы поддерживать уровень их профессиональной компетенции, раз в три года проводится обучение.

В течение 4 дней представители государственной инспекции труда, Роспотребнадзора, фонда социального страхования, юристы читали лекции на темы: «Основы трудового законодательства», «Управление охраной труда на производстве», «Обеспечение требований безопасности» и другим. На конкретных примерах рассматривались несчастные случаи на производстве, меры предупреждения травматизма, социальная защита работников при несчастном случае. Участники задавали вопросы, делились мнениями, обменивались опытом.

– Мне понравилось, что у нас получилась общая дискуссия по многим волнующим вопросам, – делится О. Форманова, инженер по инструменту цеха № 53. – Обсуждалась система оплаты больничных листов, условия безопасной работы на компьютере, состояние санитарно-бытовых помещений и многое другое.

Лаборант химического анализа цеха № 19 О. Панова – призер заводского конкурса «Лучший уполномоченный по охране труда 2010 года», участник отраслевых конкурсов. Предписания в ее дневнике устраняются в сроки.

– Не только сама замечаю нарушения, но и работники обращаются. Люди у нас неравнодушные, – отмечает Оля, – увидели сломанный трап на участке, плохо закрепленное металлическое покрытие на полу – сразу сообщили. В другом месте заметили, что линолеум задрался – пришли и сказали: «Непорядок. Можем упасть, когда платы носим». Постоянно обсуждаем культуру производства. Следим, чтобы курили в специально отведенных местах, окурков за собой не оставляли. В период курсов обсуждался ряд вопросов по охране труда. Среди них – выдача молока, соблюдение санитарных норм, заключение трудового договора. На все получила исчерпывающие ответы.

Начальник группы аудита М. Кузнецова – уполномоченный по охране труда со стажем, но записи обновила:

– Много информации по законодательным актам, о социальном партнерстве, работе совместного комитета по охране труда, – отмечает Марина Леонидовна. – Все необходимо, чтобы грамотно вести работу. Обучение завершилось экзаменом и вручением удостоверений.

А. Страхов, газета ОАО «АПЗ» «Новатор»