1

28 июня 2011 года прошло выездное совещание президиума профсоюзного комитета ОАО «КАПО им. С. П. Горбунова» по вопросу отдыха детей работников общества в детском оздоровительном комплексе «Полет» Казанского вертолетного завода.

Вместе с заместителем начальник комплекса Н. В. Шендаровой члены президиума профкома во главе с председателем А. Чудаковым обошли территорию лагеря, беседовали с вожатыми, работниками столовой и обслуживающим персоналом. Особый интерес представляла беседа с детьми из разных отрядов, они много рассказывали о своем отдыхе и проводимых здесь мероприятиях, о своих педагогах и о хорошем питании в столовой комплекса, который удовлетворил участников совещания своей чистотой.

Скоро завершится первая смена отдыха детей в ДОК «Полет» и они, отдохнувшие от городской суеты, разъедутся по своим домам, а лагерь будет готовиться к открытию очередной смены.

Л. Прорехин инструктор профкома ОАО «КАПО им. Горбунова»

Только после письменного обращения термистов цеха № 14 в адрес управляющего директора и председателя первичной профсоюзной организации ОАО «Пермский моторный завод», а под письмом было 27 подписей, проблема обеспечения газированной водой была решена.

Питьевой режим приобретает особое значение при обильной потере воды организмом в так называемых горячих цехах. Недостаток воды вызывает в организме значительные изменения (падение веса тела, увеличение вязкости крови, учащение пульса и дыхания, возникновение жажды и тошноты, сухость кожи и др.) и как следствие это может привести к несчастному случаю на производстве и профзаболеванию.

Несмотря на то, что в статье 223 ТК РФ и в п. 2.4.11 ПОТ РМ 005-97 сказано, что работники горячих участков цеха должны снабжаться подсоленной газированной водой с содержанием 0,5% поваренной соли из расчета 4-5 л на человека в смену, на протяжении ряда лет термисты цеха № 14 ОАО «ПМЗ» не обеспечивались газированной водой.

Благодаря активным действиям работников цеха № 14 был решен вопрос обеспечения газированной водой не только термистов, но и кузнецов, огнеупорщиков, машинистов на молотах и прессах, литейщиков, плавильщиков металла, сушильщиков стержней, прессовщиков, заливщиков.

Отдел охраны труда ЦК Профавиа

Традиционно июнь в ППО «Пермские моторы» богат молодежными мероприятиями. Центральными событиями месяца стали встреча молодежного актива с управляющим директором ОАО «ПМЗ» и ТСП А. Б. Михалевым, принятие приказа о конкурсе на звание «Лучший молодой работник предприятия». Конкурсным движением охвачены все сферы общественной и производственной деятельности: молодежные организации цехов и отделов участвуют в рейтинговом соревновании, проводятся конкурсы профессионального мастерства по основным профессиям среди молодых работников.

Профсоюзный комитет учредил специальные призы для участников профессиональных конкурсов. Растет мотивация к участию в делах профорганизации, есть перспективы профессионального роста у каждого молодого работника. Отличным стимулом стала поездка группы молодежи на МАКС, в нее вошли и победители конкурсов профессионального мастерства.

Главное спортивное событие – 72-я традиционная легкоатлетическая эстафета, в которой приняли участие 45 команд. Наша эстафета – вторая по численности участников после краевой.

Традиционный туристический слет молодежи проходил 17, 18 и 19 июня. 15 команд, более 300 участников соревновались в 13 видах обязательной программы. Основная тема турслета – год космонавтики и 50-летие первого полета человека в космос.

Турслет запомнится всем участникам, ведь это и командные соревнования, и возможность продемонстрировать индивидуальные способности, здесь интересно и спортсменам, и людям творческим, а чаще всего требуется универсальная подготовка.

Победители готовятся к городскому турслету, перед ними стоит непростая задача – сохранить завоеванное в 2010 году 1 место.

Профком ОАО ППО «Пермские моторы»

С 1 июля 2011 года на территории Российской Федерации вводится новая форма бланка листка нетрудоспособности, утвержденная приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 г. № 347н. Данный приказ прошел регистрацию в Минюсте РФ 10 июня 2011 г. Регистрационный № 21026.

Новый бланк будет голубого цвета с желтыми полями, имеет по сравнению со старым бланком повышенный уровень защиты. Заполнять лист нетрудоспособности теперь надо только с одной стороны. Добавлены поля, которые будет заполнять только работодатель: место работы, дата ее начала, страховой стаж, средний заработок для исчисления пособия.

Добавлена возможность дублирования информации в двумерном коде, для этого предусмотрено особое поле в левом верхнем углу листка.

Кроме того, бланк может быть обработан автоматически благодаря штрих-коду на лицевой стороне в правом верхнем углу и кодах, в которых уточняется причина нетрудоспособности, отметки о нарушении режима больного, если они имели место, родственная связь и другая необходимая информация.

С приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011 г. № 347н и бланком листа нетрудоспособности можно ознакомиться на сайте Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации: minzdravsoc.ru.

Отдел социальных гарантий ЦК Профавиа

С 20 по 23 июня 2011 года в городе Обнинске Калужской области состоялся традиционный ежегодный семинар-совещание с председателями первичных профсоюзных организаций прямого подчинения ЦК профсоюза.

В этот раз гостей принимала первичная профсоюзная организация ФГУП ОНПП «Технология» (г. Обнинск) при участии ППО ОАО «КАДВИ» (г. Калуга).

В семинаре приняли участие Н. К. Соловьев, председатель профсоюза, А. А. Ефименко, заместитель председателя профсоюза, председатели первичных профсоюзных организаций из Комсомольска-на-Амуре, Москвы, Балашихи, Смоленска, Тамбова, Чебоксар, Рыбинска, Сарапула, Савелово, Курска, Омска, Ульяновска, Воронежа и Гаврилов-Яма, а также работники аппарата ЦК профсоюза. Следует отметить, что свыше 25% участников семинара – вновь избранные председатели ППО.

Программа семинара-семинара совещания была довольно насыщенной.

В первый день участники познакомились с деятельностью предприятия и посетили музей, в котором представлены разработки и продукция одного из ведущих государственных научных центров России, определяющих научно-техническую политику в области создания высококачественной наукоемкой продукции для авиационной, ракетно-космической, военной техники и вооружения.

Также руководители профсоюзных организаций, в рамках учебного семинара, посвященного проблеме мотивации профсоюзного членства, проанализировали основные причины невступления работников в профсоюз и выхода из него, определили, на каком из уровней профсоюзной структуры возможно решить проблемы, связанные с мотивацией. На основе проведенного анализа был разработан план практических действий, которые необходимо предпринять лично каждому из руководителей организаций, чтобы повысить или сохранить уровень профсоюзного членства в своей организации. По окончании семинара участники получили домашнее задание: реализовать выработанный план и к концу 2011 года поднять профсоюзное членство в ППО (или не допустить его снижения).

Следующий день был посвящен круглому столу на тему: «О текущей ситуации, действиях профсоюза и первичных профсоюзных организаций в современных условиях». В рамках мероприятия Н. К. Соловьев познакомил председателей ППО с положением дел в авиационной промышленности, рассказал о деятельности профсоюза в преддверии XVI съезда Профавиа. Руководители организаций поделились опытом работы, возможными методами решения проблем, возникающих в ППО по различным направлениям профсоюзной деятельности. В ходе обсуждения поднимались вопросы, связанные с Федеральным отраслевым соглашением, деятельностью предприятий внутри корпораций, оплатой и охраной труда работников, правовой защитой и др. Не остались в стороне вопросы мотивации профчленства и информационной деятельности.

Но пребывание участников семинара-совещания на Калужской земле не ограничилось рабочими мероприятиями. Принимающая сторона предложила разнообразную культурную программу.

По словам председателей первичных профорганизаций, они получили заряд энергии, оптимизма, пищу для размышления и целый набор идей для более эффективной реализации главной задачи профсоюзов – защиты прав и интересов трудящихся.

Организационный отдел ЦК Профавиа

ЦК профсоюза трудящихся авиационной промышленности с 21 по 23 июня 2011 года на базе Санкт-Петербургского зонального учебно-методического центра впервые провел семинар для начальников отделов труда и заработной платы предприятий авиационной промышленности и председателей комиссий по защите экономических интересов трудящихся первичных профсоюзных организаций Профавиа с участием представителей интегрированных структур.

В семинаре приняли участие представители предприятий ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ОАО «ОПК «Оборонпром», ОАО «Вертолеты России», ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ГК «Ростехнологии».

В ходе семинара были рассмотрены вопросы по тематике: методика оценки финансовых возможностей предприятия для обоснования уровня заработной платы через анализ данных по формам бухгалтерской отчетности с проведением практического занятия на конкретном примере; принципы, подходы и факторы влияния при формировании фонда оплаты труда; учет при этом конкурентоспособности продукции и результатов деятельности предприятия; формирование систем оплаты и стимулирования труда с учетом влияния внешних и внутренних факторов; оптимизация структуры заработной платы, механизмы реформирования систем оплаты труда с учетом обеспечения мотивации наемных работников в пределах установленных бюджетов; обоснование применения тарифных ставок I разряда; плюсы и минусы, оптимальность в сочетании применения сдельной и повременной систем оплаты труда; обоснованность применения различных доплат и надбавок к заработной плате.

Участники семинара отметили высокий уровень С. В. Жданова – преподавателя Санкт-Петербургского Международного института менеджмента.

В заключение семинара на базе ОАО «Климов» был проведен круглый стол, где участникам представилась возможность ознакомиться с практикой организации оплаты труда на стабильно работающем предприятии, обменяться мнениями по вопросам внедрения новых систем оплаты и стимулирования труда, оптимального сочетания постоянной и переменной частей в структуре заработной платы. На заседании также были подняты вопросы обоснованности и масштабов применения аутсорсинга, преимуществ и недостатков сдельной и повременной оплаты труда, необходимости сглаживания региональной дифференциации заработной платы в рамках интегрированных структур.

По мнению участников круглого стола, системы оплаты труда должны делать работу на предприятиях привлекательной, обеспечивать уверенность работников в ежемесячной достойной оплате труда, в целом повышать эффективность работников и их доход. При этом важно, чтобы заработная плата в такой высокотехнологичной отрасли, как авиационная промышленность, превышала региональный уровень.

Для интегрированных структур очевидно, что разработку систем оплаты и стимулирования труда следует проводить совместно с профсоюзом.

Отклики участников о семинаре:

О. Ю. Брыкин, ЗАО «Авиастар-СП»:

– Семинар с точки зрения затронутых тем был очень актуальный. Рассмотренные вопросы являются острыми практически на каждом предприятии, так как уровень оплаты труда в пределах одной отрасли не регулируется, в результате каждая организация самостоятельно занимается обоснованием уровня заработной платы и созданием собственной системы мотивации персонала, а это не всегда эффективно. Такие семинары позволяют обмениваться опытом со специалистами других предприятий авиационной промышленности.

Т. В. Малышкина, ОАО «Корпорация «ТРВ»:

– Благодарна всем организаторам семинара, все на высоком уровне. По моему мнению, весь курс лекций с одним преподавателем – очень удачный подход, есть какая-то законченность, в отличие от чаще практикуемых занятий со многими преподавателями. Было очень полезно побыть в обстановке обсуждений, когда голова работала в удовольствие, и время занятий проходило моментально и не в нагрузку. Все очень конкретно, высокопрофессионально и актуально.

Отдел социально-трудовых отношений ЦК профсоюза

22 июня 2011 года в рамках состоявшегося семинара-совещания с председателями ППО прямого подчинения ЦК профсоюза прошла встреча руководителей профсоюза и первичных организаций Профавиа с министром труда, занятости и кадровой политики Калужской области И. А. Подковинской.

Во встрече также приняли участие: А. П. Гречанинов, председатель территориального объединения организаций профсоюзов «Калужский областной совет профсоюзов», председатели областных комитетов отраслевых профсоюзов, профсоюзный актив ППО ОАО «КАДВИ».

Выступление И. А. Подковинской было посвящено реализации социального партнерства в Калужской области, заключению и выполнению Калужского областного трехстороннего соглашения. Затем министр труда ответила на вопросы, которые затронули широкий спектр интересов профсоюзов: возможность создания Министерства труда на федеральном уровне, практика применения санкций к работодателям за неисполнение областного трехстороннего соглашения, содействие администрации области профсоюзам в вопросах заключения коллективных договоров на предприятиях, аттестация рабочих мест.

А. П. Гречанинов познакомил руководителей профсоюзных организаций Профавиа с работой Калужского облсовпрофа. Н. К. Соловьев кратко рассказал организаторам встречи, что сегодня собой представляет Российский профсоюз трудящихся авиационной промышленности.

В заключение оба руководителя ответили на вопросы участников.

Организационный отдел ЦК Профавиа

На Воронежском авиазаводе (ВАСО) прошло выездное заседание комитетов Государственной Думы по транспорту и по промышленности, в рамках которого обсуждалось сохранение серийного выпуска самолетов Ан-148, Ил-96.

В заседании приняли участие депутаты, представители министерств транспорта, промышленности и торговли, Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), государственных банков, лизинговых и авиационных компаний, профсоюзов.

Председатель Комитета Государственной Думы по транспорту Сергей Шишкарев отметил, что Россия в 2010 году вышла на рекордные показатели по объемам перевозок пассажиров – 57 миллионов человек. В 2011 году рост составил уже около 10%. Однако депутат выразил озабоченность задержкой принятия закона об основах промышленной политики в России, предложенного парламентариями. Выступающие сошлись во мнении, что страна нуждается в увеличении числа самолетов отечественного производства. Одним из перспективных проектов является как раз производство Ан-148. Но ситуация с его освоением в настоящее время весьма непростая. По словам заместителя председателя Комитета Государственной Думы по транспорту Сергея Гаврилова, Воронежский авиазавод в настоящее время нуждается в коренной модернизации – только при этом условии он может стать по-настоящему конкурентоспособным и насытить не только российский рынок, но и рынки СНГ, Азии и Африки, а впоследствии выйти и в «старую» Европу. Ключевым решением в этом вопросе должна стать финансовая поддержка со стороны как контролирующей компании, так и государства. Сергей Гаврилов также отметил, что рост внешнего пассажиропотока в России в настоящее время достаточно высок, а внутреннего – значительно меньше. Это означает, что сегодня существует огромный скрытый спрос на внутрироссийские перевозки. «Дефицит должны восполнить Суперджет 100 и Ан-148, – считает депутат. – А это значит, что надо делать массовый самолет, снижая издержки и повышая качество». Для этого необходимо увеличить коммерческую привлекательность воздушных судов, то есть улучшить их качество и технические характеристики, снизить себестоимость и стоимость эксплуатационных расходов, увеличить сроки службы, повысить экономическую эффективность самолетов, совершенствовать систему послепродажного обслуживания техники.

Понятно, что без усовершенствования имеющихся технологий, внедрения новых решений, повышения технологического и технического уровней финальной продукции на базе передовых достижений науки и техники, которые позволяют достигнуть качественно новых показателей, решение этих целей и задач является практически нереализуемым.

В Объединенной авиастроительной корпорации и на уровне предприятий, входящих в ее состав, уже реализуются программы и мероприятия, направленные на технологическую модернизацию. Достижением корпорации является сохранение авиастроения как основы государственной оборонной и технологической независимости. Закончены испытания истребителя пятого поколения Т-50-2. Прорывным событием в сфере воздушного транспорта является не просто сертифицирование современного среднемагистрального самолета «Сухой Суперджет 100», но и начало серийного производства авиалайнера для перевозчиков. Характерно, что на борту первого экспортного авиалайнера – имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

На повестке дня – переоснащение российских компаний «суперджетами», региональными Ан-148. Следовало бы усилить финансирование проекта строительства лайнера МС-21 и глубокой модернизации успешно зарекомендовавшего себя транспортника Ил-476.

Аэрокосмическая отрасль вступает в новый этап, смыслом которого является массовое серийное производство всей линейки самолетов «Сухой Суперджет» и Ан-148, постановка на стапеля МС-21 и Ил-476.

Для полномасштабного возрождения гражданской авиации требуется кратное повышение объемов финансирования отрасли. Это позволит расширить научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность по разработке перспективных моделей самолетов, развернуть масштабные проекты подготовки персонала и технического перевооружения заводов. В бюджете 2012 года следует также рассмотреть ключевой вопрос поддержки продаж российской авиатехники через систему субсидирования процентных ставок.

Генеральный директор ВАСО Виталий Зубарев прокомментировал стоящие перед предприятием задачи: минимальная планка – получить безубыточное производство, максимальная – рентабельное. Планы совета директоров ВАСО на текущий год, по словам Виталия Зубарева, не изменились – девять лайнеров Ан-148. В настоящее время план реализуется на 50%. В завершение заседания председатель Комитета Государственной Думы по промышленности Сергей Собко подчеркнул, что без творческого переосмысления и использования достижений советского двигателестроения, прежде всего проекта НК-93, мы не сможем вернуться в число грандов гражданской авиации.

Вице-президент ОАК Александр Туляков отметил, что основная проблема Воронежского авиазавода – большие накладные расходы: «Перед нами стоит задача снижения себестоимости изделий, что будет способствовать выходу предприятия на безубыточность». И добавил, что сейчас прорабатывается вопрос о реализации проекта грузового самолета грузоподъемностью 20 тонн, ОАК планирует использовать для этого мощности Воронежского авиазавода совместно с партнерами из Индии и Рособоронэкспорта.

Источник: Издание Федерального собрания РФ «Парламентская газета»

Отдел информационной работы ЦК Профавиа

22 июня 2011 года президиум Московского областного комитета профсоюза рассмотрел вопрос «О соблюдении работодателями требований трудового законодательства при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права».

Президиум Московского областного комитета профсоюза отметил, что первичные профсоюзные организации добиваются совершенствования коллективных договоров, а также локальных нормативных актов, являющихся составной и неотъемлемой частью коллективных договоров.

Более половины действующих коллективных договоров предусматривают основные положения Федерального отраслевого соглашения, касающиеся согласования с профсоюзным комитетом: Правил внутреннего трудового распорядка, норм труда, положений о системах оплаты труда и премирования, продолжительности рабочего времени.

Как правило, в коллективные договоры включаются положения о предварительном согласии профсоюзного комитета на увольнение работника – члена профсоюза по сокращению численности или штата, а также в случаях несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п.п. 2,3 ч. 1 статьи 81 ТК РФ).

Со стороны работодателей в коллективные договоры вносятся мероприятия, предшествующие массовому высвобождению работников.

Профсоюзные организации в свою очередь принимают участие в разработке и согласовании с работодателями письменной формы индивидуального трудового договора, с учетом его обязательных условий, предусмотренных ст. 57 ТК РФ. При этом разработанная форма трудового договора ОАО «Раменский приборостроительный завод» и ФКП «Воскресенский государственный казенный агрегатный завод» является приложением к коллективному договору предприятий.

Вместе с тем, первичные профсоюзные организации в практике правозащитной работы сталкиваются с определенными трудностями. Не полностью решена задача установления минимального размера оплаты труда не ниже прожиточного минимума в регионе.

Нередко работодатели при обсуждении проектов локальных нормативных актов пытаются занизить уровень различных доплат, выплат и льгот, предусмотренных Федеральным отраслевым соглашением.

Не всем профсоюзным организациям удалось решить вопрос об усовершенствовании форм письменного трудового договора.

В результате президиум Московского областного комитета профсоюза рекомендовал первичным профсоюзным организациям:

  • проанализировать положение дел с нарушениями трудовых прав работников в организациях при принятии локальных нормативных актов;
  • не согласовывать локальные нормативные акты, которые нарушают трудовые права работников, исключить примиренческую позицию профкомов к недостаточно обоснованному исполнению работодателем принятых в коллективных договорах обязательств;
  • в случае выявления нарушений трудовых прав работников, требовать от работодателей их устранения.

Юридический отдел ЦК Профавиа

Украинские Ан-148 и Ан-158 могут стать заменой российского Ту-134. Об этом заявил аналитик инвестиционной компании BG Capital Александр Паращий, сообщают СМИ.

Также отмечалось, что намерения руководства РФ, в частности президента Дмитрия Медведева, вывести из эксплуатации Ту-134 могут быть реализованы только при наличии государственной поддержки.

К тому же "украинские производственные мощности, даже при условии подключения Воронежского авиастроительного предприятия, не смогут обеспечить необходимое для полной замены количество авиасудов в течение года". «Речь может идти о производстве 15 самолетов в год», – добавил эксперт.

«По информации из открытых источников, пока используется 51 самолет Ту-134. Поэтому, если государство профинансирует замену этих самолетов, то это выглядит реальным... "Нормальные" компании не используют самолеты, снятые с производства еще 27 лет назад. Они используются только небогатыми компаниями, у которых не будет финансовой возможности заменить парк самолетов, в случае запрета Ту-134», – сказал Паращий.

Напомним, что президент РФ Дмитрий Медведев дал поручение проанализировать вопрос о выводе Ту-134 из эксплуатации со следующего года с регулярных рейсов. «Я поручил министерству, чтобы готовили в целом форсированный вывод Ту-134 из эксплуатации. Это пора сделать», – сказал глава российского государства.

По материалам информационного агентства Росбалт

Отдел информационной работы ЦК Профавиа

22 июня на заседании президиума Московского областного комитета профсоюза рассмотрен вопрос о работе администрации и первичной профсоюзной организации ОАО «Камов» по профилактике производственного травматизма. В составе предприятия находится большое количество разноплановых подразделений, обеспечивающих полный цикл создания вертолетов от проектирования до летных испытаний и серийного производства. Деятельность предприятия характеризуется положительной динамикой и достаточно низким уровнем травматизма. За последнее пятилетие на предприятии не зафиксированы несчастные случаи, приведшие к стойкой утрате трудоспособности и профзаболевания. В значительной степени это стало возможным благодаря ответственному отношению к вопросам охраны труда со стороны руководства предприятия, хорошо организованной работе службы охраны труда, принципиальной и активной позиции профсоюзного комитета.

Действующий на предприятии коллективный договор достаточно полно определяет обязанности сторон по обеспечению прав работников в области охраны труда и соответствует требованиям отраслевого соглашения.

Устранены нарушения, отмеченные в представлениях технической инспекции труда профсоюза.

Особо отмечена практика организации регулярного обучения всех без исключения работников по охране труда: рабочих – ежегодно по 10-часовой программе, а ИТР – 1 раз в 3 года по 20-часовой. Всем профсоюзным комитетам рекомендовано совместно с руководителями предприятий использовать этот опыт в своей работе.

На заседании президиума отмечены и конкретные недостатки, контроль за устранением которых возложен на техническую инспекцию труда.

В. Л. Шевелев, заместитель председателя Мособлпрофавиа, гл. технический инспектор труда профсоюза в МО